В новом тысячелетии марка Cadillac словно обрела второе дыхание. Производственная программа фирмы развивается очень динамично. Только в 2003 г. появилось сразу несколько принципиально новых модельных рядов. С седаном CTS мы уже познакомились, теперь настала очередь внедорожника SRX.
Беглый взгляд на модели Cadillac способен и у бывалого эксперта вызвать легкое замешательство. Здесь все на редкость запутанно: пикапы и внедорожники соседствуют с легковыми автомобилями, а откровенно старомодные модели неохотно делят площади шоу-румов с авангардными новинками. Это – прямое следствие принятой несколько лет назад программы вывода из кризиса марки Cadillac. Ставка сделана на исключительно агрессивную стратегию по изменению имиджа автомобилей и собственно марки, а также на создание принципиально новых моделей. Поэтому для консервативных клиентов все еще выпускаются такие классические модели, как De Ville, но судьба марки в большей степени связана с успехом новых моделей.
Самое главное, что в General Motors и подразделении Cadillac наконец-то стали куда больше внимания уделять требованиям рынка. Именно благодаря этому появились внедорожники класса “люкс” Escalade, ESV и пикапы ECX, построенные на базе моделей Chevrolet и приносящие солидную прибыль компании. Теперь настало время дебюта для автомобилей, способных освежить “легковую” программу Cadillac. Первым появился CTS – интересный седан, предлагающий по-новому взглянуть на автомобили марки. Былая неуклюжесть осталась в прошлом – его дизайн стремителен, а шасси во многом соответствует европейским канонам. Чуть позже появился и экстравагантный родстер XLR, призванный стать достойным соперником Mercedes SL и Jaguar XK8. Но, возможно, еще больше мы ждали другой премьеры от Cadillac – нового внедорожника SRX.
Наверное, именно в такой модели марка Cadillac сейчас нуждается больше всего. SRX дебютирует в сегменте внедорожников, по своим качествам максимально приближенных к легковым автомобилям. Общепризнанным законодателем этого жанра считается BMW X5, который впервые объединил в себе поведение на асфальте спортивного седана с формами и габаритами традиционного внедорожника. И по сей день именно X5 остается образцом для подражания, несмотря на появление целого ряда отличных последователей, включая парочку VW Touareg и Porsche Cayenne, а также Nissan Murano и Infiniti FX45. Новая модель от Cadillac призвана отобрать покупателей как раз у этих автомобилей. Но, как это часто бывает, создателей новинки заботили не только предполагаемые объемы продаж. SRX должен также демонстрировать прогрессивность марки Cadillac, ее возможности идти в ногу со временем, способность следовать новейшим тенденциям рынка. Не случайно этот внедорожник наравне с CTS получит право представлять марку в Европе, где весьма критично относятся к новинкам американских компаний. В начале 2004 г. SRX должен официально появиться и на российском рынке.
Динамика и агрессия
Нужно отдать должное дизайнерам Cadillac. Они в короткие сроки смогли разработать новый фирменный стиль марки – под собственным названием Art & Science. Впервые подобное оформление появилось на концепт-карах Cadillac несколько лет назад. Тогда мало кто верил в скорое воплощение нового стиля на серийных машинах. Теперь благодаря седану CTS эти рубленые поверхности прочно закрепились в нашем сознании. Более того, все происходило настолько быстро, что ни один другой автопроизводитель пока еще не успел адаптировать этот стиль для своих моделей. Стиль Cadillac остается уникальным, и это не может не льстить владельцу нового автомобиля.
При внешнем осмотре SRX приходится не только уделять внимание отдельным интересным деталям, но и привыкать к общим пропорциям и облику автомобиля. При одинаковой с привычным X5 высоте Cadillac оказывается длиннее BMW на 17 см. Большая часть этого преимущества приходится на колесную базу, достигающую солидных 295 см. Поэтому при первой встрече, особенно при оценке машины с большого расстояния, SRX успешно “прикидывается” скорее легковым автомобилем – вытянутым в длину универсалом. Его силуэт на редкость динамичен – за скошенным передком идет “крепко сбитый” блок пассажирского салона, который интригует необычной линией остекления.
Практически плоские поверхности, множество прямых линий – такой подход к оформлению автомобиля привлекает своей новизной. Особо отметим решение задней части SRX: стекло задней двери и скошенные блоки боковых стекол выглядят единым целым. Стильно и на редкость эффектно. Но основную ставку в Cadillac делали на фирменную светотехнику. Спереди все уже знакомо по CTS, различия есть только в цветовой гамме и размерах. Зато задние фонари просто вызывают восхищение. Становится понятно, насколько большой потенциал по индивидуализации автомобилей заложен в использовании новейших светодиодов. Под прозрачными темноватыми колпаками скрываются эффектные композиции из красных или желтых точек – в зависимости от необходимости. И водителю, который едет следом за SRX, не заметить или проигнорировать эти сигналы будет крайне сложно. Впечатляет и мощная “иллюминация” фар. У внедорожника со столь грозным передком не будет проблем с прорывами по левому ряду автомагистралей.
Функционально и интересно
А вот оформление интерьера SRX вызывает двойственные чувства. С одной стороны, SRX и здесь демонстрирует множество интересных и новых решений. Но именно в салоне они сочетаются с элементами в традиционном американском стиле. И подобный союз не каждый признает гармоничным. Если коротко, то интерьеру Cadillac просто не хватает гармоничности и целостности, которые отличают BMW X5.
За последние годы в Cadillac проделали невероятный путь во многих направлениях автомобилестроения, в частности, в создании интерьеров. От архаичности былых времен сделан шаг к немецким стандартам. И в случае с SRX легко заметить, где удалось добиться успеха, а где пока нет. Определенно хороша панель приборов со стильными шкалами с яркой серебристой подсветкой. И тут же огорчает центральная консоль, которая просто не соответствует этому высокому авангардному духу. Желтая подсветка ее дисплеев, гладкий и откровенно дешевый пластик разочаруют владельцев немецких топ-моделей. При этом само расположение элементов, управление ими вызывают только положительные эмоции. С эргономикой уже все хорошо, а вот с материалами отделки еще не очень. А от обилия деревянных вставок испытываешь легкое замешательство. Они выглядят на редкость консервативно, что не совсем отвечает яркой и свежей концепции автомобиля.
Зато салон SRX покоряет своими размерами. Однако это пространство не всегда используется рационально. Двери отличаются массивностью и тяжестью. Но они открывают доступ к двум рядам сидений с удобной посадкой. Правда, передняя стойка наклонена вперед слишком сильно, отчего в первые минуты поездки передний пассажир будет чувствовать себя не совсем комфортно. Но в остальном здесь свободного пространства хватает с большим запасом, при этом передние сиденья отличаются невероятной шириной, которую не скрадывают даже валики боковой поддержки. Меньше повезло пассажирам третьего ряда сидений. На этих местах рослым людям в продолжительных поездках будет тесно и неудобно. Пространство для ног здесь весьма ограниченно, по этому показателю SRX проигрывает не только полноразмерным моделям класса Tahoe, но и однокласснику Volvo XC90. Не случайно в США третий ряд сидений предлагается для SRX как опция. При этом нажатием всего одной кнопки в багажнике их можно сложить, получив совершенно ровный пол. Такая практичность порадует многих, ведь с тремя рядами сидений багажник SRX оказывается довольно скромным.
Если DVD-проигрыватель и игровую приставку уже трудно назвать уникальными опциями для американского внедорожника, то огромный стеклянный люк UltraView надолго остается в памяти. Он позволяет открыть доступ свежего воздуха на половину салона. Такое решение выгодно отличает SRX от конкурентов.
Быстро и скучно
Технические характеристики предоставленного нам на тест автомобиля заставили относиться к нему серьезно. Под капотом расположился V8, который своим объемом 4,6 л и мощностью 315 л.с. вызывал опять-таки естественные ассоциации с X5 и FX45. Архитектура моторов Northstar, которые традиционно устанавливаются на легковые Cadillac, обещала более живой темперамент, чем у Escalade, который имеет мотор попроще – серии Vortec с двумя клапанами на цилиндр. Northstar нового поколения может похвастать 32 клапанами и современной системой с изменяемыми фазами открытия клапанов. В пару к нему устанавливают 5-диапазонный “автомат” Hydra-Matic с возможностью ручного переключения.
Первый же пробный разгон с места оправдал наши ожидания. За нажатием педали акселератора до крайнего положения следует ровное и быстрое перемещение стрелки спидометра. Короткая прямая уже кончилась, на спидометре было 140 км/ч, а SRX не демонстрировал потери бодрости. Увы, погодные условия и мокрое дорожное полотно не позволили нам проверить поведение автомобиля на скоростях выше 160 км/ч, но, повторимся, динамика была впечатляющей. Это подтверждают и независимые американские тесты: на разгон 0–96 км/ч SRX тратит 6,6 с.
На фоне этих отличных показателей в реальной жизни небольшой сюрприз преподносит коробка передач. Hydra-Matic пока еще проигрывает немецкому “автомату” от ZF в оперативности и четкости работы именно в те моменты, когда от коробки требуется принятие решения о выборе передачи. Если после движения с постоянной скоростью сделать попытку энергично разогнаться, Hydra-Matic переключится на передачу “вниз” после короткой паузы, словно требуя от водителя подтверждения необходимости стремительного разгона. Дальнейший бросок станет справедливой платой за это промедление. При этом выиграть пару мгновений у “автомата” с помощью ручного режима переключения тоже вряд ли удастся. Здесь нас поджидает такая же задержка. По-настоящему темпераментным водителям можно лишь посоветовать в городских условиях в ручном режиме ограничиваться II или III передачей, тем самым добиваясь мгновенного отклика на нажатие педали акселератора.
Откровенно удивила работа тормозов SRX на том же мокром покрытии. Казалось бы, тормозные диски диаметром 323 мм спереди и 320 мм сзади служат надежной гарантией эффективного замедления в любых условиях. Но сами тормоза просто поражают своей неинформативностью: во всем диапазоне хода тяжелой педали SRX демонстрирует ровное замедление, но без особого энтузиазма. К величине тормозного пути претензий нет, но точно предугадать, где автомобиль остановится, водитель не в состоянии. Такое поведение можно отчасти списать на еще толком не приработавшийся тормозной механизм новенького автомобиля. Однако вспомним, что похожие симптомы у Mercedes ML не исчезают и после правильной обкатки.
По настройкам подвески SRX оказывается близок к немецким аналогам. На 18-дюймовых колесах SRX достаточно мягок, но при этом вполне предсказуем. К явным недостаткам можно отнести отчетливо слышное “бряканье” каких-то элементов в задней части, проявляющееся на волнистых неровностях. К поведению и отзывчивости автомобиля при агрессивном вождении придется привыкать. Конечно, трудно ожидать особых ощущений от полноприводного кроссовера массой свыше 2 т. В свое время и X5, и FX45 смогли поразить нас новыми эмоциями, и SRX на их фоне выглядит вполне традиционным вседорожником. Нет сомнений, что SRX сможет многим понравиться своим поведением на дороге. Все предсказуемо, аккуратно и без излишнего риска. Но любителям острых ощущений следует присмотреться получше к его основным соперникам. Рулевое управление лишено той прецизионной точности и информативности, которыми славятся SUV с настоящими спортивными амбициями. Здесь ставка была сделана не на остроту, а на легкость поворота руля. И подобная попытка пойти на удовлетворение запросов массовых американских клиентов, очевидно, сказалась на удовольствии агрессивных драйверов от процесса управления автомобилем.
Перспективы
Попробуем подвести итоги. Cadillac SRX понравился яркой внешностью, вместительным салоном с интересными опциями и могучим V8. К слабым местам можно отнести неважное качество исполнения отдельных деталей салона, настроенные на комфортное, а не на скоростное вождение КПП, рулевое управление и подвеску. Американская автомобильная пресса устроила SRX великолепный прием, что позволяет предполагать и хорошие результаты продаж на родном поле Cadillac. В Европе GM приходится надеяться только на поклонников настоящих американских автомобилей. Если седан CTS еще можно как-то представить в виде интересной альтернативы престижным европейским моделям сегмента “D”, то большой SRX однозначно не сможет соперничать с X5 и ML, тем более что дизельную версию он не получит. В России, как всегда, все несколько сложнее. Интерес к крупным, стильным и быстрым кроссоверам у нас велик. И новый Cadillac сможет соперничать с тем же Infiniti FX, имея в качестве серьезного козыря официальные продажи и, соответственно, фирменную гарантию. Вопрос лишь в том, захочет ли потенциальный покупатель SRX смириться с теми истинно заокеанскими мелкими недоработками, которых никогда не найдет ни в FX, ни в X5? Не будем забывать, что к автомобилям стоимостью свыше 80 тыс. долларов обычно предъявляют самые высокие требования...
Автор: Федор Олдин